10 фактов о конструкторах печатных плат, которые следует знать всем
Мы часто читаем о том, как тяжело совмещать инженерную науку и бизнес – это так же непросто, как смешать масло и воду. Как инженеры мы подходим к процессу конструирования с наилучшими намерениями, но бизнес часто ставит перед нашим творческим процессом препятствия и трудности. Почему происходит именно так? Каждая компания в мире заботится о своих перспективах. Как руководители воспринимают инженеров, и как инженеры понимают руководителей? Эти две стороны иногда не удается соединить вместе. Цель данной статьи – помочь расширить ваши горизонты, рассказав о конструкторах печатных плат все, что может вам понадобиться. Руководитель ли вы или инженер, вам в любом случае необходимо прийти к единому пониманию.
Процесс, дизайн и человеческий фактор
Процесс влияет на нашу способность разрабатывать новое. Речь идет о процессе поиска конструкторских решений, который и определяет наш успех. В некоторых компаниях задушенные бюрократическим процессом инженеры вынуждены бесконечно прыгать в обруч, и в итоге у них ничего не выходит. В условиях стартапов инженеры бродят будто по Дикому Западу, где все настолько безумно, что приходится тратить столько же времени на начало работы, сколько и на само конструирование.
В обеих средах процесс является проблемой, а затем туда вбрасывается еще и человеческий фактор. Вы собираете в одном месте множество отличающихся друг от друга людей. Каждый человек – отдельная личность со своим способом взаимодействия, приемами работы. И вы ожидаете ото всех, что этот процесс каким-то образом пойдет сам, но этого не происходит.

Самая большая проблема, с которой сталкивается бизнес – это взаимодействие с людьми внутри предприятия. Все мы смотрим на конструкцию печатной платы совершенно по-разному. От маркетинга до разработки, производства, тестирования – все уникальные личности, участвующие в проекте, смотрят на процесс разработки печатной платы под разными углами. Разумеется, каждый думает, что его видение «правильное».
Из-за этого часто можно встретить предприятия, где работают невероятно талантливые и опытные люди, но по факту ничего не получается. Процессы могут занимать годы, изготовление все новых прототипов съедать бюджеты, а график работ никогда не выполняться. Корнем проблемы процесса является необходимость глубокого понимания человеческого фактора и особенностей личностей сотрудников вашей команды. Мы считаем, что главное – это понимать, кто такой конструктор печатных плат.
№1. Инженеры – это не универсальные администраторы
Раньше, скажем, 15-20 лет назад, грань между инженером и техником была тонкой. Инженер отвечал за теоретическую сторону процесса разработки. Инженеры разрабатывали электрические схемы, выполняли вычисления, анализировали работу, моделировали и проводили испытания. Все это делалось на бумаге при помощи систем конструирования и разработки электронных схем, как и сейчас.
По другую сторону забора – техник, отвечающий за каждодневную практическую реализацию. Техники создавали «в железе» печатную плату, закупали детали для печатной платы, припаивали детали на плату и выполняли ее лабораторную доводку. В своей работе они пользовались другим инструментом, разработанным специально для работы с печатной платой.
В наше время эта граница размыта. Те, кого мы называем конструкторами печатных плат – это люди, которые выполняют работу и инженеров, и техников, и многих других специалистов. С течением времени на протяжении трех исторических периодов линия раздела постепенно стиралась. Периоды эти следующие:
После окончания холодной войны, 90-е годы. Во время холодной войны военные были крупнейшим покупателем электроники. Однако после того, как Советский Союз проиграл холодную войну, расходы на военную технику упали. В 90-х возник пузырь дот-комов, идея которого заключалась в том, что Интернет произведет переворот в средствах связи и обмена информацией. Мы построили огромную инфраструктуру, чтобы справиться с грядущей революцией в электронной коммерции;
Крах дот-комов, 2001. Большая часть громадной инфраструктуры, построенной в 90-х, была излишне раздутой, и в 2001 году пузырь дот-комов лопнул. В этом время тысячи компаний начали объединяться, чтобы выжить, то же касается и инженеров;
Великая рецессия, 2008. Значительные сокращения охватили всю экономику, когда лопнул пузырь на рынке жилья. Именно здесь мы видим настоящий тектонический сдвиг в сфере разработок, когда тысячи администраторов и техников были заменены. Кем? Талантливыми инженерами, которым удалось удержаться на работе.
Сегодня мы пришли к тому, что у нас работают многозадачные, многогранные инженеры. Они пишут документацию, они отвечают на электронную почту, они звонят по телефону, они планируют встречи, они формируют библиотеки. Проблема заключается в том, что новые шляпы, которые должны надеть современные инженеры, не каждому идут.

Мы помогаем или мешаем нашим инженерам?
Инженеры, выбирая сферу деятельности, не собирались становиться администраторами. Они решили стать инженерами для того, чтобы создавать вещи, делать деньги и изменять мир к лучшему. Возьмем, к примеру, легендарного Боба Писа из компании «National Semiconductor». Боб был удивительным инженером, но если бы вы взглянули на его рабочий стол, то поняли бы, что Боб, скорее всего был ужасным администратором.

Легендарный рабочий стол гениального инженера Боба Писа
В бизнес-культуре наших дней Боб выглядел бы «проблемным» инженером, не желающим быть частью программы. Однако реальная проблема заключается в том, что компании ждут от инженеров, что те будут надевать миллионы различных шляп, а инженеры в свою очередь выматываются на работе и перегорают.
№2. Вы не можете просто заменить старшего инженера множеством младших инженеров
Это может выглядеть очевидным, но компании поступают так постоянно. «Проблемные» инженеры, такие как Боб, могут быть уволены, и компания думает, что сможет заменить Боба тремя младшими инженерами, только что закончившими учебное заведение, разделив его зарплату между ними, и считает, при этом сможет сэкономить на разработке печатных плат. Компания не может понять, что она только что потеряла человека с 25-летним опытом, полученным на собственных ошибках, и его нельзя заменить никаким количеством неопытных сотрудников.
Это все равно, что при посещении врача выбирать между специалистом с 30-летним опытом и выпускником медицинского института. Что если у вас смертельно опасное заболевание? Какому врачу вы готовы довериться? Опытному, конечно. Ваше здоровье – не предмет эксперимента. То же самое относится к конструированию печатной платы или процессу разработки.
Что компаниям нужно понять – это то, что есть огромное различие между знанием и опытом. Младшие конструкторы, возможно, имеют все необходимые базовые навыки, но у них нет ни капли мудрости многолетнего опыта. Старший конструктор:
Рос вместе с индустрией и по мере ее развития развивался сам;
Пережил все главные экономические кризисы, что означает, что он был самым лучшим инженером;
Учился на бесчисленном множестве проб и ошибок.
Вам также следует учитывать сложность современных электронных конструкций. 15-20 лет назад между точками А и B на печатной плате могло было простое соединение. В наши дни применение печатных плат в высокоскоростных устройствах налагает новый уровень сложности. У вас на плате могут быть соединены точки А и B, но к тому времени, как ваш сигнал попадет в точку B, его уже может быть невозможно узнать из-за наложившегося шума и электромагнитных помех. Это та проблема, которую может решить только зрелый инженер, и компаниям следует беречь их. Только опытный профессиональный инженер может спроектировать печатную плату на профессиональном уровне.
То, что сейчас можно увидеть в индустрии разработки печатных плат – это проблема лошади и повозки. До того, как мир заполонили автомобили, была целая индустрия производства лошадей и повозок. Были конезаводы, фермы по выращиванию клевера, заводы по производству кнутов, производители упряжи и т.д. Когда появились автомобили, то индустрия схлопнулась. Сейчас индустрия лошадей и повозок занимает лишь небольшую нишу и считается люксовой.